# 1028 Матрёнин двор (2013), Театр им. Е.Вахтангова

matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova

 

Матрёнин двор (2013)

Театр им. Е.Вахтангова

Режиссёр: Владимир Иванов

Жанр: драма

Год: 2013

В ролях: Александр Михайлов, Елена Михайлова

Идея создания сценической редакции рассказа принадлежит Александру Михайлову, он долго жил с этой мыслью, пока не поделился ею с профессором Щукинского училища В.В.Ивановым — режиссёром Театра им. Евг.Вахтангова.

Желания совпали. В соавторстве с Александром и Еленой Михайловыми, в своё время закончившими Щукинское училище, художником Максимом Обрезковым, режиссёром и автором сценической версии Владимиром Ивановым родился спектакль «Матренин двор» — подарок вахтанговцев к 90-летию Александра Исаевича Солженицына, великого писателя и гражданина.




«Матрёнин двор», написанный летом 1959 года и пролежавший около трёх лет недвижно, увидел свет в «Новом мире» в январе 1963-го. Годом раньше случилось редакционное обсуждение, где решили, что затея бесполезна, печатать «Матрёну» невозможно: уж больно жалка в рассказе деревня, живут там одни вурдалаки и слишком торчит христианская линия — непонятно, зачем делали революцию.

А. Т. Твардовский просил автора не становиться идейно-выдержанным писателем, не писать такое, что идёт без заминки. Вытащить «Матрёну» на страницы журнала суждено было… «Ивану Денисовичу»: «Такова была сила общего захвала, общего взлёта,» — писал Солженицын, — «что в тех же днях сказал мне Твардовский: «Теперь пускаем «Матрёну»! «Матрёну», от которой журнал в начале года отказался, которая «никогда не может быть напечатана», — теперь лёгкой рукой он отправлял в набор, даже позабыв о своём отказе тогда!»

matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova

Проницательно скажет Анна Ахматова: «Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее «Ивана Денисовича»! Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?»

Сам автор радовался новой публикации даже больше, чем выходу «Ивана Денисовича»: «Там — тема, а здесь — чистая литература. Теперь пусть судят!» И судьи не замедлили заявить о себе. Совсем скоро новомирские рассказы Солженицына именовались в центральных газетах «злостным очернительством»; журнал называли «сточной канавой, собирающей всю гниль в литературе». Рассказ о праведнице Матрёне (это слово крайне раздражало партийных рецензентов) был вытеснен из всех издательских планов, а в 1974-м подвергнут (вместе с остальными публикациями писателя) изъятию из всех государственных библиотек. Стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы вернуться к высокой и пронзительной правде «Матрёнина двора». Небольшой рассказ стал событием в литературе, словом правды о судьбе простой женщины — скромной, совестливой, с душой огромной и светлой. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».(А.И.Солженицын)

Смотреть спектакль Театра им. Вахтангова «МАТРЁНИН ДВОР» 2013 года онлайн:

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *