# 938 Носороги. Спектакль Театр «У Никитских ворот», 2011 год

http://www.smotri-spektakli.ru

Спектакли разных театров

Носороги

Театр «У Никитских ворот»

Режиссер: Марк Розовский

Год: 2011

Актеры: Юрий Голубцов, Максим Заусалин, Александр Бычков, Наталья Драйчик, Александр Чернявский, Ольга Лебедева, Фатима Абаскулиева, Маргарита Рассказова, Владимир Фёдоров, Денис Сарайкин, Владимир Давиденко, Александр Лукаш, Юрий Шайшисламов, Ирина Морозова.

 

 

 

Спектакль поставлен по пьесе «Носорог» Эжена Ионеско.

Марк Розовский. Из вступительного слова перед спектаклем:

«Эта пьеса – оздоровительная пощечина и в наше время, и на будущее. Её философская насмешливость актуальна и сейчас, это вообще одна из лучших пьес 20-го века, пьеса предупреждение на все времена. К тому же она бесконечно театральна и ее будет очень приятно играть».

https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru

 

Смотреть спектакль «Носороги» онлайн:

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.
Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.



Смотреть также спектакли онлайн:

Зависть. Спектакль БДТ, 1967 год

Миллионерша. Спектакль Театр им. Вахтангова, 1974 год

Живой труп. Спектакль Театра им. Моссовета, 1987 год

Золотая карета. Спектакль Театр на Малой Бронной, 1971 год

А король-то голый (Голый король). Телевизионный фильм — спектакль, 1992 год

 

Пресса о спектакле:

Алена Карась

История одного возвращения

У Никитских ворот пробежали «Носороги»

Знаете ли вы, что Марка Розовского однажды назвали «советским Ионеско»? Случилось это в Польше, где в начале 60-х годов поставили его пьесу «Целый вечер как проклятый».

Там и увидел ее по телевидению Георгий Товстоногов, заинтересовался и пришел на гастроли театра «Наш дом» в Ленинграде. Дальше, вы сами знаете, были «Бедная Лиза» и «История лошади» БДТ в постановке молодого и знаменитого Марка Розовского. Таким странным образом Ионеско стал частью его театральной судьбы.

Но до этого ионесковские «Носороги» успели стать существенной частью европейского либерализма, одним из самых резких антифашистских и антитоталитарных памфлетов. В 1958 году сталинизм еще не ушел в прошлое, равно как и память о немецком фашизме, а впереди были Венгрия и Чехословакия, Кампучия и Чили. В середине 60-х, когда весть об Ионеско, театре абсурда и пьесе «Носороги» достигла заповедных пределов страны советов, о ее постановке можно было только мечтать.

Но те времена миновали, Ионеско ставили у нас много. В основном невнятно и претенциозно, удачи были реже. Но, пожалуй, ни одна постановка пьес Ионеско, особенно «Носорогов», не стала у нас событием эпохи, как это было, например, со знаменитым спектаклем Жан-Луи Барро в Париже 1958 года.

Честно говоря, идя на спектакль в театр «У Никитских ворот», трудно было предположить, что давняя пьеса Ионеско так обжигающе сильно отзовется в Москве 2006 года. Не успел Александр Морфов показать в » Ленкоме» свою версию романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки», а на совсем маленькой сцене Марка Розовского появилась еще одна история об одиноком, индивидуальном сопротивлении, о пространстве внутренней свободы, о противостоянии «омассовлению» (любимое словечко Ионеско) сознания.

Поначалу ничто не предвещает сюрпризов. Актеры Марка Розовского дружно и по-студенчески рьяно Демонстрируют привычные «штампы» театра абсурда — все полно активной театральной игры, гротеска и шаржа. Но постепенно игра усложняется, и незаметно из пространства сатирического памфлета в духе масочного, политического театра 60-х годов мы попадаем в иную историю. В ней простодушный комик и пьяница Беранже (не случайно избранный Ионеско в качестве главного героя трилогии, начатой «Носорогами» и завершенной экзистенциалистской драмой «Король умирает») постепенно теряет черты карнавального шута. Игра Юрия Голубцова (он играет Беранже в очередь с Алексеем Молотковым) становится все объемнее и мягче. И все остальные актеры, играющие тех, кто один за другим превратится в «носорогов», впускают в свою игру вполне психологические мотивации. Превращение в «носорогов» кажется настолько диким и неестественным, что простодушный Беранже поначалу не придает этому значения, отдаваясь привычной страсти к рюмке и лени. Но вот его ближайший друг Жан (Валерий Толков), ярый защитник демократии и равенства, свободы и прав человека, пронзает белые стены своего жилища огромным носорожьим носом. В это мгновение к Беранже (и к нам) впервые приходит страшное чувство: «оносороживание» подобно эпидемии. Оно проникает во все головы и, поначалу незаметное, оказывается роковым. Из невинных мутантов, в сознании которых старые ценности невинно соседствуют с новыми «идеями» (нужно идти в ногу со временем, нет границ между нормой и аномалией, нет ничего естественнее носорогов), герои Ионеско превращаются в нечеловеков. Механика этого превращения — вот что по-настоящему интересует Розовского. Да и самого Ионеско это интересовало более всего.

Не тоталитаризм страшен, страшна способность человеческого сознания приспосабливаться, мимикрировать, сливаться с господствующей средой.

Одно из главных словечек в пьесе Ионеско — естественность. Скорость, с которой превращение человека в носорога начинает казаться делом естественным, природным, само собой разумеющимся, уже не кажется художественной гиперболой, поэтикой абсурда. В самом деле, что естественнее, нежели идти в ногу со временем? И вот мы видим легион идущих вместе в ногу со временем, с его нежданно вернувшимся ханжеством, с «омассовлением» высокой культуры и превращением ее в безобидную жвачку, с новой «охотой на ведьм», идеологическими манипуляциями, необычайным конформизмом. Стоит только изо дня в день повторять, что это естественно, и результат не замедлит сказаться.

И вот мускулистый и здравомыслящий Дюдар (Владимир Да -виденко) уже «косит» под «братву», а потом внезапно «голубеет», пытаясь походить на модных и успешных «носорогов» нового времени. И вот уже женственная и обаятельная, мужественная и полная самоотверженной любви Дэзи (Ольга Лебедева), пришедшая к Беранже, чтобы вместе с ним сопротивляться оносороживанию, подобострастно разевает пасть и бежит к толпе вновь обретенных соплеменников. Наконец, сам Беранже, столь несовершенный и столь человечный в своих несовершенствах, задумывается о красоте и естественности носорогов, о том, как толста и гладка их кожа, как уродливы его собственные формы. «Понять значит оправдать», — слышит он доводы своих бывших приятелей. И когда герой Юрия Голубцова все же остается человеком, он делает это вовсе не из героизма, а просто потому, что не может, не в состоянии стать «носорогом», поддаться мифам новой успешности, нового прагматизма, нового патриотизма и новой бодрости. Он слишком долго укоренял себя в статусе человека, и ему уже не успеть «превратиться». Даже если он немножко жалеет об этом.

Он остается нелепо сидеть один в изысканном белом пространстве маленькой сцены театра «У Никитских ворот», чьи стены насквозь истыканы носорожьими зубьями.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *