# 1262 Радиоспектакль.Что делать? Н. Г. Чернышевский. Театра на Таганке, 1972 год.

Что делать? Театр на Таганке, 1972 год.

Что делать?

Н. Г. Чернышевский

Рассказы о новых людях (об идиллиях, снах и реальностях).

Инсценировка Ю. П. Любимова по одноименному роману.

В спектакль включены стихи Н. А. Некрасова.

Премьера: 18 сентября 1970 г.

Запись 23 декабря 1972 года.

Режиссер Юрий Любимов.

Художник Давид Боровский.

Композитор Юрий Буцко.

Действующие лица и исполнители:

Автор — Леонид Филатов,
Розальский Павел Константинович — Рамзес Джабраилов,
Розальская Мария Алексеевна его жена — Инна Ульянова,
Розальская Вера Павловна его дочь — Зинаида Славина,
Лопухов Дмитрий Сергеевич — Валерий Золотухин,
Кирсанов — Дальвин Щербаков,




Александр Матвеевич Рахметов — Александр Трофимов,
Мерцалов — Константин Желдин,
Мерцалова — Лидия Савченко,
Анна Петровна Сторешникова — Ольга Гулынская,
Михаил Петрович её сын — Валерий Погорельцев,
Жюли — Елена Корнилова,
Серж — Иван Дыховичный
Жан — Семен Фарада.

Студенты, гости у Розальских, публика в театре Артисты театра

«Театр начинается с вешалки», спектакль — когда распахивается занавес. В Театре на Таганке занавеса нет, и амфитеатр длинных студенческих скамей с высокими спинками, сбегая со сцены вниз к рядам зрителей, преображает театр в одну большую лекционную аудиторию. В этом сценическом оформлении, как бы охватившем и зрительный зал, эмоционально-смысловой ключ к спектаклю.
Да, в царской России литература была единственной «кафедрой», с которой передовая мысль могла обратиться к народу. И для самого Чернышевского, который считал литературу «служительницей» идей, «распространительницей знаний и образованности», роман «Что делать?» был не только художественным произведением. Он стал для нескольких поколений революционеров «учебником жизни».
Роман-учебник, «интеллектуальный роман», как определил его жанровое своеобразие А. В. Луначарский, требует изучения серьезного и уважительного. Вот почему так сосредоточенны лица «студентов», заполнивших аудитории на сцене. Они работают над книгой «Что делать?». И не оттого ли столько обиды и горечи в ответах Чернышевского той наивной девочке, которая радостно вопрошает: «Это первый сон Веры Павловны? Это второй сон Веры Павловны?…» Да, она каждый раз угадывает, но сокровенный смысл романа при школярском подходе остается закрытым.
Инсценировка романа шире рассказа о новых людях, об «идилиях, снах, реальностях» (таков дан ей подзаголовок). Но она не сокращает этого рассказа. Напротив, инсценировку скорее можно упрекнуть в буквализме…
Но и при этих издержках интеллектуальный накал пьесы остается высоким, а общий пафос спектакля — поистине благородным: спектакль проникнут уважительным отношением к роману, к революционной мысли, к исторической эпохе, далеко не безразличной нашему современнику.
В.Богданов. «Счастье. Борьба. Искусство.« — «Труд»,

 

СЛУШАТЬ ОТРЫВОК ИЗ СПЕКТАКЛЯ

 

СЛУШАТЬ СПЕКТАКЛЬ ОНЛАЙН

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *