# 921 Косметика врага. Спектакль Театр им. Пушкина, театр Сатирикон. 2008 год

http://www.smotri-spektakli.ru

Московский драматический театр им.А.С.Пушкина

Косметика врага

Режиссеры: Роман Козак, Алла Покровская

Год: 2008

Актеры: Роман Козак, Константин Райкин.

Жанр: драма

 

Телеверсия спектакля Драматического театра им. А. Пушкина (запись 2008 года). По пьесе Амели Нотомб (перевод Н. и И. Поповых).

 

Между двумя людьми, случайно встретившимися в аэропорту, возникает диалог, который поначалу воспринимается как никчемная болтовня. Но постепенно становится все более очевидной связь между этими людьми и наступает очередь ужасных разоблачений. Спектакль раскрывает темные стороны человека, его души и не отпускает внимание зрителя до самого конца, до неожиданной развязки.
Пресса о спектакле:

Олег Зинцов
Две головы лучше
Роман Козак и Константин Райкин сыграли вместе
“Косметика врага” наверняка соберет аншлаги и в Театре им. Пушкина, и в “Сатириконе”, где будет идти попеременно. Спектакль-дуэт двух худруков — Романа Козака и Константина Райкина — занятно смотреть и, в общем, приятно вспомнить. При том что в романе Амели Нотомб, по которому сделана постановка, ничего приятного не происходит.

Его зовут Текстор Тексель. Он подсаживается к вам в зале ожидания аэропорта и завязывает разговор, которого вы очень хотите избежать, но воспитание вам все-таки мешает — ведь вы образованный деловой европеец. Он одет в такой же пиджак, как и вы, и, может быть, поэтому вдвойне вам неприятен. Он вежливо приподнимает шляпу: “Текстор Тексель, голландец”. “Летучий голландец?” — мелькает у вас в голове неуместная шутка, но шутки в сторону. Он крайне навязчив, он пристает к вам с дурацкими рассказами о том, как в детстве съел кошачий корм. Зачем вам это знать? Ваш самолет задерживают, вы очень нервничаете, вы чувствуете раздражение и даже злость, а еще смутную тревогу. Что-то не так в этом — как его? “Текстор Тексель”, — услужливо напоминает собеседник. И вы понимаете, что дело дрянь. Вы что-то припоминаете. Вам никуда от Текселя не деться.

“Литературная жемчужина”, “блестящий ум, элегантность стиля, чудовищные страсти”, — козыряет программка отзывами французской прессы о романе бельгийки Амели Нотомб. Сделанном, спору нет, искусно, но чтобы “сто страниц динамита!” — это писано, конечно, сгоряча. Не выдавая сюжетный трюк, можно заметить, что в новейшей литературе на схожем приеме работает, например, “Бойцовский клуб” Чака Паланика, в котором уж динамита-то явно побольше. Однако и Нотомб умеет закрутить сюжетную пружину, а кроме того, пустить пыль в глаза и блеснуть эрудицией. Чтобы показать, что Текстор Тексель — редкая мразь, ей мало сообщить, что он насильник и убийца. Едва ли не хуже то, что он терпеть не может Спинозу (которого, скажем, Бертран Рассел называл самым благородным и самым нравственным из всех великих философов). Подобные авторские фокусы, впрочем, совершенно не мешают прочесть эту тонкую штучку (сто страниц) хотя бы и в аэропорту.

Излишне спрашивать Романа Козака, почему он решил поставить “Косметику врага”. Надо просто представить себе, как Константин Райкин приподнимает шляпу и, смакуя каждый звук, как будто причмокивая от удовольствия, произносит: “Текстор Тексель”.

Роль, разумеется, сидит на нем идеально. Он вьется мелким бесом, он гримасничает, он перекатывает слова во рту, как леденцы с привкусом желчи, он не ослабляет свою актерскую хватку ни на минуту. И хотя в том, что два руководителя театров задумали играть совместный спектакль то на одной, то на другой сцене, сразу хочется заподозрить рекламный ход, все и вправду сошлось удачно. От выбора текста до лаконичного оформления сцены: на первом плане — мониторы с расписанием вылетов, в глубине — ряд металлических кресел с манекенами в таких же точно шляпах, что и на персонажах. А главное — в этом спектакле на двоих чувствуется такой же азарт, как в “Академии смеха”, которой Роман Козак так удачно дебютировал в Театре им. Пушкина и которую был вынужден убрать из репертуара по не зависящим от театра причинам. В нынешнем актерском дуэте Козак, давно не выходивший на сцену сам, хорошо оттеняет Райкина. Оба получают видимое удовольствие от игры, которое, собственно, и превращает мрачный сюжет Амели Нотомб в театральный аттракцион, приятный во многих отношениях — за исключением тех, что связывают персонажей “Косметики врага” в одно вполне чудовищное целое.




Театр им. А.С.Пушкина.

Театр “Сатирикон”.

Если кому вдруг понадобится список самых начитанных режиссеров Москвы, то Роман Козак займет в нем, без сомнения, одно из почетных мест. Вместо того чтоб по сотому разу ставить какую-нибудь зачитанную до дыр пьесу Чехова, он храбро берется за интеллектуальную прозу и всячески образовывает публику вверенного ему Театра имени Пушкина. Сравнительно недавно Козак, например, инсценировал «Черного принца» англичанки Айрис Мердок.

Сейчас поставил роман модной бельгийской писательницы Амели Нотомб «Косметика врага». Не роман, а красота. Многостраничные диалоги двух персонажей, не прерываемые ни единой ремаркой, – что может быть заманчивее для театра? Вообще говоря, соблазнительных для актеров приманок, раскиданных там и сям по страницам «Косметики врага», – более чем. Увлекательные повороты сюжета – раз. Юмор – два. Наконец, что главное, книжка дает благодатный актерский материал. Как мог, к примеру, Константин Райкин отказаться от роли упивающегося своей мерзостностью голландца Текстора Текселя? Его роль. Стопроцентно его. Собственно говоря, в последние годы все герои Райкина только и делали, что упивались своей низостью. Достаточно перечислить шекспировского Ричарда III и гольдониевского Синьора Тодеро.

Недолго раздумывая, Райкин согласился на предложение Козака, после чего они договорились сделать спектакль совместным достоянием «Сатирикона» и Театра имени Пушкина. Будут на пару играть его через раз то на той сцене, то на этой. Если и обнаружатся между спектаклями какие отличия, то разве что в размере декораций, заточенных под размеры сценической площадки. Декорации Александра Орлова, кстати, довольно лаконичны: несколько подсаженных спиной к залу манекенов обозначают зал ожидания в аэропорту, а в глубине парит какой-то загадочный объект в небе.

Спектакль (к слову сказать, очень стильный, сдержанный, начисто лишенный бурно произрастающей в наших широтах сценической пошлости) в отличие от литературной основы содержит в себе некое театральное открытие. Открытие это – игра Константина Райкина. Худрук “Сатирикона” за последние годы воплотил на подмостках много самых разнообразных – жутких, гротескных, уродливых – мерзавцев и чрезвычайно в этом деле преуспел.

В “Косметике врага”, однако, он решил задачу иную, чем прежде. Райкин сыграл тут не злодея, а зло как таковое. Зло с пустыми глазницами. Концентрированное, но имперсональное. Сущее, но не существующее. Лишенное индивидуальности. Не злую душу, а отсутствие души. Пугающее ничто. Любопытно наблюдать, как вертлявый бес, в виде которого предстает поначалу перед нами Текстор Тексель, по ходу дела превращается в эдакую черную дыру, от которой веет смертельным холодом и которая, словно толкиеновский Мордор, притягивает к себе неокрепшие души.

 

https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru https://www.smotri-spektakli.ru

Смотреть спектакль “Косметика врага” онлайн:

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

 

 

Смотреть также спектакли онлайн:

Мартин Иден. Телевизионный спектакль, 1976 год

В ожидании Годо. Спектакль Театр им. Ленсовета, 1998 год

Дядя Ваня. Спектакль Театр им. Моссовета, 2010 год

Уходя, оглянись. Спектакль МХАТ, 1981 год

Мудрец. Спектакль Ленком, 2004 год

One Response to # 921 Косметика врага. Спектакль Театр им. Пушкина, театр Сатирикон. 2008 год

  1. Женя says:

    Превосходный спектакль! Актерская игра просто неподражаема. Смотришь на одном дыхании и не можешь оторваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


%d такие блоггеры, как: