# 1028 Матрёнин двор (2013), Театр им. Е.Вахтангова

matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova

 

Матрёнин двор (2013)

Театр им. Е.Вахтангова

Режиссёр: Владимир Иванов

Жанр: драма

Год: 2013

В ролях: Александр Михайлов, Елена Михайлова.

Идея создания сценической редакции рассказа принадлежит Александру Михайлову, он долго жил с этой мыслью, пока не поделился ею с профессором Щукинского училища В.В.Ивановым – режиссёром Театра им. Евг.Вахтангова.

Желания совпали. В соавторстве с Александром и Еленой Михайловыми, в своё время закончившими Щукинское училище, художником Максимом Обрезковым, режиссёром и автором сценической версии Владимиром Ивановым родился спектакль “Матренин двор” – подарок вахтанговцев к 90-летию Александра Исаевича Солженицына, великого писателя и гражданина.

“Матрёнин двор”, написанный летом 1959 года и пролежавший около трёх лет недвижно, увидел свет в “Новом мире” в январе 1963-го. Годом раньше случилось редакционное обсуждение, где решили, что затея бесполезна, печатать “Матрёну” невозможно: уж больно жалка в рассказе деревня, живут там одни вурдалаки и слишком торчит христианская линия – непонятно, зачем делали революцию.




А. Т. Твардовский просил автора не становиться идейно-выдержанным писателем, не писать такое, что идёт без заминки. Вытащить “Матрёну” на страницы журнала суждено было… “Ивану Денисовичу”: “Такова была сила общего захвала, общего взлёта,” – писал Солженицын, – “что в тех же днях сказал мне Твардовский: “Теперь пускаем “Матрёну”! “Матрёну”, от которой журнал в начале года отказался, которая “никогда не может быть напечатана”, – теперь лёгкой рукой он отправлял в набор, даже позабыв о своём отказе тогда!”

Проницательно скажет Анна Ахматова: “Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее “Ивана Денисовича”! Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?”

Сам автор радовался новой публикации даже больше, чем выходу “Ивана Денисовича”: “Там – тема, а здесь – чистая литература. Теперь пусть судят!” И судьи не замедлили заявить о себе. Совсем скоро новомирские рассказы Солженицына именовались в центральных газетах “злостным очернительством”; журнал называли “сточной канавой, собирающей всю гниль в литературе”. Рассказ о праведнице Матрёне (это слово крайне раздражало партийных рецензентов) был вытеснен из всех издательских планов, а в 1974-м подвергнут (вместе с остальными публикациями писателя) изъятию из всех государственных библиотек. Стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы вернуться к высокой и пронзительной правде “Матрёнина двора”. Небольшой рассказ стал событием в литературе, словом правды о судьбе простой женщины – скромной, совестливой, с душой огромной и светлой. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.(А.И.Солженицын)

 

matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova matryonin-dvor-2013-teatr-im-e-vahtangova

Проницательно скажет Анна Ахматова: “Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее “Ивана Денисовича”! Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?”

Сам автор радовался новой публикации даже больше, чем выходу “Ивана Денисовича”: “Там – тема, а здесь – чистая литература. Теперь пусть судят!” И судьи не замедлили заявить о себе. Совсем скоро новомирские рассказы Солженицына именовались в центральных газетах “злостным очернительством”; журнал называли “сточной канавой, собирающей всю гниль в литературе”. Рассказ о праведнице Матрёне (это слово крайне раздражало партийных рецензентов) был вытеснен из всех издательских планов, а в 1974-м подвергнут (вместе с остальными публикациями писателя) изъятию из всех государственных библиотек. Стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы вернуться к высокой и пронзительной правде “Матрёнина двора”. Небольшой рассказ стал событием в литературе, словом правды о судьбе простой женщины – скромной, совестливой, с душой огромной и светлой. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.(А.И.Солженицын)

Смотреть спектакль Театра им. Вахтангова “МАТРЁНИН ДВОР” 2013 года онлайн:

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


%d такие блоггеры, как: