Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год.

Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год.

Таня, Первый вариант.
Российский Академический Молодежный Театр (РАМТ)

Режиссер-постановщик — Александр Пономарев

Сценография и костюмы — Елена Мирошниченко

Художник по свету —Сергей Мартынов

Композитор — Ярослав Фраёнов

В роли Тани — лауреат премии «Дебют» Дарья Семенова

ПРЕМЬЕРА — 7 марта 2003 года
Российский Академический Молодежный Театр (РАМТ)

Московская премьера для души.

Первый вариант «Тани» Арбузова в РАМТе — радость московского сезона

Александр Соколянский.

Время новостей, №42, 11 марта 2003




Назвать этот спектакль хитом или гвоздем сезона было бы оплошностью. Премьера РАМТа по-настоящему значительна, но в ней нет никакого стремления поразить и ошеломить зрителя, нет претензии на сенсационность. Спектакль поставлен наперекор духу тщеславия и снобизма, обуявшему весь театральный мир. Этим он пленяет и обнадеживает: на «Таню» хочется приглашать друзей, но вряд ли имеет смысл звать фестивальных скаутов. Работа сделана не на экспорт, а для души — зрячей, памятливой, способной умиляться. «Таня», я полагаю, будет идти при переполненном зале: это принципиально эгалитарный спектакль, открытый для непосредственного, абсолютно бесхитростного восприятия. Однако все, чем может быть подкреплено естественное чувство, — знание различий между пьесой, написанной Алексеем Арбузовым в 1937 году и ее послевоенной переделкой, живая или «книжная» память о том, как Таню играла Мария Бабанова, накопленный объем представлений о советском быте и о жизненном пафосе 30-х годов, — все это обогатит отзывчивого зрителя. Позволит полнее насладиться юмором и тонкостью театральной игры, которую сочинили режиссер Александр Пономарев и художник Елена Мирошниченко. Позволит по достоинству оценить актерский дебют Дарьи Семеновой — цельную, содержательную и поистине восхитительную работу. Похоже, что на наших глазах появляется новое поколение драматических актрис: имя Семеновой сразу же можно добавить к известным уже именам Чулпан Хаматовой, Полины Агуреевой, Юлии Свежаковой…

Пономарев называет первый вариант пьесы «самой романтической историей любви в отечественной драматургии». Это не значит, что он целиком доверяет пафосу и по-шиллеровски откровенному морализму Арбузова; надо думать, что ему не очень доверял и Андрей Лобанов, ставивший «Таню» в Театре Революции. Концы в арбузовском сюжете так идеально сводятся с концами, что это само по себе несколько подозрительно, что уж говорить о таежных подвигах героини, об утопическом Стальграде, о былинном якуте Игнате Соколове — охотнике из племени Настоящих Мужчин и любителе фортепьянной музыки. Все это легко интерпретировать в духе надоевшего и давно уже зачерствевшего соц-арта — слишком легко, чтобы человек с умом и вкусом польстился на подобное решение. Обаяние спектакля, поставленного Пономаревым, в том, что режиссер, не воспринимая всерьез сюжетные коллизии «Тани», очень и очень серьезно относится к чувствам персонажей. Ему совсем не хочется прожигать пьесу ироническим взглядом: он охотно подтрунит над Арбузовым и над его карамельно-героическим миропорядком, но «трунить» и «иронизировать» — вещи такие же разные, как спор и ссора. Да что говорить: пьесу-то Арбузов написал отменную, зачем же над ней издеваться — неужто только из-за года, которым она датирована!

В спектакле, разумеется, найдется место портрету Сталина: он будет стоять на этаком деревянном поставце, в рамочке, как главное украшение комнаты, и Бабушка бывшей Таниной домработницы (Татьяна Шатилова) будет с этим портретом трогательно беседовать: и про жизнь свою ему расскажет, и про то, как мужу изменяла… Когда портрет ненароком уронят — подхватит на лету и, возвращая на место, перекрестится (аплодисмент неизбежен). Однако нужно было проявить режиссерскую смекалку, чтобы зарифмовать этот портрет с портретом Пушкина. Пришпиленный к огромному фикусу, он появится во втором действии, и комичный китаец-буфетчик (Сергей Пикалов), помахивая в такт мухобойкой, будет перед этим портретом декламировать: «Ду-хова-най заздаю тамим / На пири-пути я ва-ла-цился!» — ну да, конечно: юбилей-то какой на носу! Всяк сущий в Стальграде и его окрестностях язык будет отмечать торжественную дату по мере своих способностей.

Можно придумать, что именно Пушкин благословляет Татьяну Рябинину на будущую жизнь с Игнатом Соколовым (Александр Суворов), больше похожим на благородного самурая, нежели на охотника из зверосовхоза: «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись!/В день уныния смирись: /День веселья, верь, настанет» и т.д. Однако эта придумка — чистое излишество: в первом варианте «Тани» возвращением к блаженному, полновесному счастью и второй молодостью героиню одаряет автор пьесы (брак с крупным хозяйственником Игнатовым во втором варианте сулил душевный покой, тепло, взаимную заботу — не романтическое, а надежное соцреалистическое счастье). Вероятно, эта разность хеппи-эндов — главная причина, по которой Пономарев отдает безоговорочное предпочтение первому варианту: он больше похож на сказку. Или, точнее, на библейскую притчу о многострадальном Иове.

Современное сознание решительно не может принять финал Книги Иова: пусть «благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние», пусть дал ему новых сыновей, дочерей, верблюдов — как можно не помнить о тех детях, которые по Божьему попущению умерли, раздавленные всмятку? Как можно все забыть и вновь зажить счастливо? Кто вернет Тане ее сына Юрочку, и не скажет ли она, как несчастный Снегирев из «Братьев Карамазовых», — «не хочу другого мальчика»?

Нет, не скажет. В спектакле РАМТа — не скажет. Дарья Семенова истово отыгрывает не то что возможность — обязательность нового счастья. Счастливые дни с умным эгоистом, но хорошим человеком Германом (Степан Морозов), арбатская квартира, даже смерть сына — забыто будет все. Как она это делает, как проживает перепады душевной жизни, описать трудно. Но чего это стоит актрисе — нетрудно понять, когда она, обессилевшая, но словно бы светящаяся изнутри, выходит на поклон.

Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год. Таня, Первый вариант. РАМТ, 2003 год.

 

Смотреть спектакль онлайн:

Для доступа к видео или аудио материалам
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *